Серия видеороликов состоит из следующих частей:
0. Как спаять обмоточный провод в трансформаторе.
1. Проверка трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #1)
2. Как разобрать трансформатор? (Расчёт и перемотка трансформатора #2)
3. Как рассчитать трансформатор? (Расчёт и перемотка трансформатора #3)
4-1. Как намотать трансформатор? Первичная обмотка (Расчёт и перемотка трансформатора #4.1)
4-2. Как намотать трансформатор? Вторичная обмотка 12В, 0,5А. (Расчёт и перемотка трансформатора #4.2)
4-3. Как намотать трансформатор? Вторичная обмотка 75В, 12А. (Расчёт и перемотка трансформатора #4.3)
5. Сборка перемотанного трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #5)
6. Проверка перемотанного трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #6)
Я перемотал катушку, и теперь мне осталось только собрать трансформатор. Весь процесс сборки я и покажу.
Так как для нормальной работы трансформатора необходимо чтобы немагнитный зазор в сердечнике был минимальным, а в идеале вообще отсутствовал, то мне необходимо почистить железо от старого клея, иначе он будет формировать зазор. Для этого острым ножом снимаем сколько возможно, а остатки дотираем мелкой наждачной бумагой. Должны получиться чистые гладкие поверхности.
Остатки лака по бокам железа, также осложняют процесс сборки, поэтому срежем сильные наплывы лака ножом.
Теперь переходим к катушке. Внутреннюю часть катушки также необходимо немного очистить от наплывов и хлопьев лака, так как при сборке кусочек высохшего старого лака может сорваться со стенки и попасть в стык сердечника образовав тем самым немагнитный зазор, который вы не сможете сразу заметить. Он проявится только на этапе проверки трансформатора, у которого обнаружите большой холостой ход.
До склейки полезно предварительно собрать трансформатор соблюдая ранее нанесенные на железо метки, и убедиться, что железо хорошо смыкается, и сборке ничего не мешает. Затем я аккуратно вытаскиваю железо, катушку, запоминаю как именно я всё вытаскивал, чтобы потом точно в таком же порядке поставить всё на место при склейке. Только после этого железо можно и нужно склеить, иначе ваш не склеенный трансформатор будет сильно жужжать. Для склейки я использую эпоксидную смолу с наполнителем, в качестве которого выступает карбонильное железо, которое имеет малое магнитное сопротивление. Карбонильное железо нужно для того, чтобы минимизировать влияние зазора, который у нас при склейке в любом случае образуется. Готовлю клей я непосредственно перед склейкой. Для этого набираю небольшое кол-во эпоксидной смолы в ёмкость, в качестве которой я использую пробку от минеральной воды. Запоминаем сколько налили смолы, так как потом нужно будет добавлять отвердитель в объёме одной десятой части от объёма смолы. Малыми порциями я в смолу добавляю карбонильное железо, и тщательно размешиваю.
Наполнителя я добавляю до тех пор, пока у меня не получится вот густая масса. Затем я добавляю отвердитель. В каком процентном соотношении следует смешивать смолу и отвердитель, должно быть написано на упаковке к клею, для клея который я использую соотношение 1 к 10. Отвердителя я наливаю на глаз десятую часть от кол-ва используемой смолы, хотя лучше наливать не на глаз, а в крышечку, а ещё лучше отмерять точное кол-во смолы и отвердителя шприцами, так как если отвердителя будет много клей получится очень хрупким и будет быстро сохнуть, если отвердителя будет мало, клей так и не высохнет. После того как в смолу добавили отвердитель, начинается необратимая реакция, клей начинает сохнуть, Поэтому клей нужно готовить после всех примерочных работ, непосредственно перед склеиванием. Клей минут ещё минут 20-30 будет достаточно жидким для нанесения, а потом начнёт твердеть. Время есть, поэтому не спешите, но и ждать долго не нужно. Я, работая не спеша, успеваю нанести клей, собрать транс, проверить его, и при большом токе холостого хода опять его разобрать, поправить и повторно собрать. При этом клей не успевает высохнуть. Я рекомендую делать также. Пока клей не высох трансформатор легко разбирается, иначе его нужно колоть, потом снимать механически остатки высохшего клея, готовить новую порцию клея…. Всё это не очень впечатляет. Лучше всё сделать сразу, пока клей жидкий и не высох.
Наносим тонкий слой клея на обе приклеиваемые части, затем одеваем катушку, смыкаем ответные части сердечника, не перепутав их. Здесь нужно приклеить эту расклеившуюся пластину сердечника, для этого мы немножко её отодвигаем и наносим клей. Сильно не нужно отодвигать, чтобы не сломать её ещё сильнее.
Катушку нам нужно расположить вверх тормашками, так как пяточка трансформатора будет сверху, так проще собирать. Поэтому катушку располагаем вверх ногами, чтобы было удобно всё собирать. Ещё раз снимаем с катушки всю пыль, которая может там остаться, и аккуратненько всё собираем. Ставим на место железо. Как взяли, так его и ставим. Сверяем метки.
Дальше смотрим как у нас стягивается железо, и при необходимости корректируем. Ну всё, теперь можно стягивать. Делаем пару витков на одном винте, и пару витков на другом винте. Снова пару витков на первом, и пару витков на втором. Второй винт у нас прокручивается, это плохо, так как мы не закрутим его, поэтому придерживаем его ключиком.
Контролируем что получилось, и видим, что их щелей вылезает клей, то есть железо хорошо сжалось и выдавило излишки клея. Так и должно быть. Если клей не вышел, это означает, что что-то железу не даёт сомкнуться. Вот видите, сколько его вышло здесь и здесь.
Тут между железом есть большой зазор, и он мне не нравится. Я попробую сильнее затянуть гайки на шпильках, если не получится, я подложу прокладку бумажную.
Зазор так и остался здоровый, то есть что-то железу мешает видимо. Сейчас подложим кусочек картона, для этого снова отпустим шпильки. Такой кусочек картона, сейчас его сюда подложим. Я думаю, что хомут недостаточно сильно прижимает именно эти полукольца так как они меньше по высоте чем остальные, поэтому я добавилю картон, он мягкий, и должен скомпенсировать разность высот и прижать железо. Давайте проверим, что у нас получится. Если честно, заметно лучше я стянуть это всё не смог, всё равно есть зазор, конечно он не большой, но в идеале должен быть меньше. Я не знаю почему так получается, скорее всего это железо не то что выше или ниже, но, что скорее всего, половинки перекошены друг относительно друга, поэтому не получается нормально зажать. Если посмотреть относительно ровного предмета, то видно, что часть железа отходит в сторону.
Наверное, на заводе при сборке перепутали одно железо или развернули его относительно другого. Давайте это проверим. Последний раз его разберём, и если догадки не оправдаются, то так этот трансформатор и сдохнет. Вот оно наше кривое железо. Как видите у меня все метки совпали, то есть я его собрал также как и разобрал, но возможно трансформатор и на заводе был не правильно собран. Вполне может быть что это железо вот так должно стоять. Похоже что это действительно так, так как сейчас оно очень хорошо сомкнулось. Давайте соберём трансформатор. Добавим прокладку картонную, хуже не будет. Здесь всё чётко, а тут словно верх немного отошёл, но зазор явно уменьшился. Сто процентов, железо с завода было собранно не правильно, перепутали и поэтому и был такой большой ток холостого хода. Сейчас мы его соберём и проверим, и по идее, сейчас, ток холостого хода должен быть меньше чем тогда. Тогда он был за один ампер.
У нас всё готово, но не спешите радоваться, нужно сразу, пока клей не успел высохнуть, проверить трансформатор, измерив ток холостого хода, и если что-то не так, быстро разобрать его и исправить проблему. Проверку я покажу в следующем, последнем ролике. Подписывайтесь на мой канал, и будьте в курсе друзья!
12 комментария
Написать ответ →